Совсем недавно была анонсирована новая камера одного из ведущих производителей фототехники. Olympus E-3 - одна из самых долгожданных профессиональных зеркальных камер в системе FourThirds.
В тексте данной статьи мы рассмотрим два вопроса:
Технические характеристики
Эффективное разрешение сенсора | 10.1 мегапикселей |
Тип сенсора | Высокоскоростной nMOS |
Размер сенсора | 17.3 x 13.0 мм |
Соотношение сторон | 4:3 |
Полное разрешение сенсора | 11.8 мегапикселей |
Скорость серийной съемки |
5 к/с |
Автофокус | 11 точек автофокуса, все датчики автофокуса сдвоенные крестовые |
Экспонометр | 49-и зонная сенсорная система, точечный замер |
ЖК-монитор | HyperCrystal ЖК-монитор поворотного типа диагональю 2.5 дюйма. Разрешение экрана 230.000 пикселей |
Видоискатель |
Пентапризменный с увеличением 1.15х и 100% покрытием картинки в видоискателе. Диоптрийная коррекция в диапазоне от -3 до +1 диоптрии |
Диапазон выдержек | 60 - 1/8000 сек |
Синхронизация со вспышкой | 1/250 сек |
Аккумулятор | BLM-1 (до 610 снимков на одном заряде по стандарту CIPA) |
Габариты | 142.5 x 116.5 x 74.5 мм (без выступающих частей) |
Вес | 810 г (без аккумулятора) |
Камера E-3 - не первый ориентированный на профи продукт в линейке Olympus. Первая цифровая зеркальная камера Olympus E-1 также имела статус профессиональной. Благодаря хорошо защищенному от влаги корпусу эта модель не боялась ни дождя, ни грязи, к тому же в комбинации с батарейным блоком имела огромный по тем временам ресурс работы на одном заряде аккумулятора. Именно благодаря этим характеристикам и высочайшему качеству оптики камера была востребована фотографами, снимающими в сложных условиях (пустыни, джунгли, зоны боевых действий). John Isaak - один из самых известных фотографов дикой природы использовал именно эту камеру для своих съемок, утверждая, что никогда не видел ничего подобного по надежности и отказоустойчивости.
Комплектация
Камера упакована в картонную коробку традиционного для Olympus серого цвета с логотипами FourThirds.
Комплектация стандартная для зеркальных камер:
Каждая из вышеперечисленных позиций упакована отдельно, сама камера укутана мягкой белой пленкой.
Кроме камеры и аксессуаров в коробке находится инструкция на украинском языке объемом около 160 страниц, гарантийный талон и диск с новой версией программного обеспечения Olympus Master 2 в версиях для PC и Macintosh.
Данная программа предназначена для конвертирования RAW-файлов. Кроме Olympus Master 2 "сырые" файлы с Olympus E-3 проявляются Adobe Lightroom, Aperture, ACR для Photoshop и многими другими конвертерами. Помимо этого данное программное обеспечение позволяет организовывать домашний архив фотографий, устраивать слайд-шоу и создавать панорамы. При необходимости с помощью Olympus Master 2 вы можете обновить прошивку камеры. В целом программа ценная и позволяет проводить с фотографиями многие любительские операции, однако для более серьезной работы с фото по-прежнему незаменимым остается Adobe Photoshop SC3.
В данном тестировании использовался конвертер Adobe Lightroom 1.3, как наиболее универсальный, позволяющий обработку RAW-файлов с разных камер. На момент начала тестирования только этот конвертер поддерживал RAW-файлы с Olympus E-3.
Корпус
Камера оснащена прочным корпусом из магниевого сплава с очень высоким уровнем пыле/влагозащиты. Примером надежности могут служить следующие 2 фотографии.
Вместе с камерой Olympus E-3 тестировался и ее магниевый корпус, выглядящий примерно такВ целом же корпус камеры оставляет очень приятные впечатления, он достаточно хорошо сбалансирован, удобно лежит в руке, а с батарейным блоком не уступает по эргономике конкурентам в своем классе.
Все кнопки прорезинены для увеличения защищенности и имеют плавный ход. Для нажатия на каждую из них нужно некоторое усилие, но не чрезмерное. Колеса вращаются без проблем, не проскальзывают ни с мокрыми, ни с сухими пальцами. Опять же, для вращения управляющих колес нужно приложить некоторое усилие, но не вызывающее дискомфорта и утомления пальцев.
Эргономика
Камера удобно и прочно лежит в руках, все органы управления доступны и достаточно очевидны. Однако заядлым пользователям Olympus придется немного поучиться новой схеме управления и расположению некоторых кнопок и колес.
Резиновые накладки на наплыве камеры для пальцев правой руки изготовлены из жесткой нескользкой резины. Благодаря данным накладкам и хорошо продуманной форме корпуса новинка надежно лежит в руках, не выпадая и не выскальзывая, как это было с Olympus E-400.
На верхней панели камеры, слева от пентапризмы, расположены 3 многофункциональные кнопки:
Кнопка переключения режимов работы вспышки и экспокоррекции вспышки
По умолчанию при нажатии данной кнопки с помощью переднего управляющего колеса задаются параметры экспокоррекции вспышки с шагом в 1/3 ступени в диапазоне -/+3EV. Заднее же колесо изменяет режимы работы вспышки:
Кнопка переключения режимов съемки
При нажатии кнопки с помощью переднего управляющего колеса выбирается режим проматывания (покадровое или серийное с разными скоростями) и включение таймера или пульта дистанционного управления. Заднее же колесо переключает стандартные для зеркальных камер режимы работы автоматики: PASM и Bulb.
Кнопка переключения режимов автофокуса и экспозамера
При нажатии данной кнопки с помощью переднего управляющего колеса переключаются режимы работы экспонометра (матричный замер, центрально взвешенный, точечный) и две необычные его вариации: точечный замер "по теням" и "по свету". Заднее же колесо переключает следующие режимы работы АФ.
Нажатие кнопок "MODE" и "AF" одновременно управляет настройками брекетинга.
В целом, данная группа кнопок очень функциональна, нечто подобное уже много лет используется в топовых камерах Canon серии EOS 1D. Видна ориентация на репортерскую съемку, когда все управление камерой проводится с помощью нескольких кнопок и двух колес.
Справа от пентапризмы находится более привычная группа кнопок: кнопка переключения ISO с шагом в 1/3 ступени, экспокоррекция в диапазоне +/-5 ступеней с шагом в 1/3 ступени, переключатель баланса белого и кнопка включения/выключения подсветки статусного ЖК-дисплея. Рядом находится кнопка спуска, имеющая нетрадиционную для Olympus форму. Глядя на кнопку спуска и наплыв под ней, возникает настоящее дежавю - уникальное сходство с кнопкой спуска профессиональной серии Canon EOS 1D. Естественно, ни о каком плагиате или заимствовании речи не идет, т.к. именно такая форма идеально соответствует человеческой анатомии. Кроме того, подобная форма встречалась в камерах Minolta профессиональной серии.
На задней панели расположен поворотный экран с диагональю 2.5 дюймов. Этот экран можно повернуть в любом направлении для съемки с неудобных ракурсов. Полезным вариантом использования функции поворота можно назвать защиту ЖК-дисплея от ударов и царапин при переноске и транспортировке, для этого нужно просто повернуть его к корпусу камеры.
Справа от экрана - привычный управляющий крест с кнопкой "OK" в центре, под ним - переключатель питания, необычный для камер Olympus, в виде поворотного рычага в нижней части корпуса. Рядом с ним - замок отделения для карт памяти. Рычаг этого замка утоплен в корпус, поэтому открыть отсек для карт памяти случайно практически невозможно.
В нижней части корпуса под поворотным ЖК-дисплеем расположены традиционные управляющие кнопки: "удаление снимков", "INFO", "MENU" и кнопка переключения режима визирования.
Под большим пальцем правой руки расположено второе управляющее колесо. Его местоположение справа от видоискателя унаследовано от Olympus E-1. Лично мне оно кажется более логичным, чем расположение в правой части камеры, так как большой палец сразу ложится на колесо и его не нужно выгибать, уменьшая плотность ухвата камеры для переключения параметров.
Над колесом расположены кнопка AEL/AFL, а справа - кнопка переключения точки автофокуса и программируемая кнопка "Fn".
На левой части корпуса, если смотреть со стороны ЖК-дисплея, расположены разъемы для USB, видеовыход, разъем питания от АС-адаптера, который необходимо приобретать отдельно. Чуть выше - разъем для пульта дистанционного управления, а рядом с ним, на передней панели - разъем синхроконтакта для съемки со студийным светом.
Примечателен тот факт, что в данной модели компания Olympus отказалась от своего эксклюзивного универсального разъема, который совмещал в себе функцию USB-кабеля, кабеля питания от сети и AV-кабеля. В данной камере применяется стандартный miniUSB для подключения камеры к компьютеру, который можно купить где угодно за копейки в случае утери. К тому же на каждый из перечисленных разъемов приходится меньшее количество включений/выключений, чем на один универсальный, что дополнительно положительным образом сказывается на надежности устройства.
Отсек для карт памяти закрывается герметичной крышкой, для открытия которой нужно повернуть рычаг в нижней части камеры. Под крышкой находятся разъемы для карт памяти CF и Olympus XD-Picture.{PAGEBREAK}
Батблок
Батарейный блок для этой камеры несколько "деревянный" на вид и, на первый взгляд, излишне громоздкий. Однако, как показывает практика, в руке он лежит хорошо и по ощущениям хват камеры за батарейный блок мало отличается от хвата за основную рукоять. Большинство основных органов управления продублировано. Батарейный блок вмещает в себя 2 батареи типа PC-BLM1, что будет полезно тем, кто собирается снимать большое количество кадров, не опасаясь того, что камера вдруг отключится в самый ответственный момент съемки. Приятным дополнением функционала рукояти является крепление для так называемого Hand Strap - ремня для кисти правой руки, позволяющего уменьшить нагрузку на пальцы руки при съемке.
Перейдем к тестированию электронных и оптических компонентов камеры.
Автофокус
Одна из систем этой камеры сразу же приятно удивила, а именно - система фокусировки. По сравнению с любым продуктом Olympus данная система автофокуса - большой шаг вперед: 11 точек автофокуса вместо 3-х, заметно более высокая скорость и точность работы. В сравнении с новейшими конкурентными продуктами может сложиться мнение, что никакой революции не произошло, однако если копнуть глубже, сразу выясняется несколько интересных особенностей.
Во-первых, все 11 датчиков абсолютно равноценны, камера одинаково быстро и точно фокусируется с использованием любого датчика фокусировки. Во-вторых, каждый из этих датчиков крестовой и имеет структуру сдвоенного креста, что повышает точность автофокуса.
Каждый из этих датчиков чувствителен не только к вертикальным и горизонтальным линиям, но и к линиям, расположенным под разными углами.
Заявленный нижний порог работы автофокуса в районе -2EV, что согласитесь довольно внушительный показатель. На практике это означает, что аппарат должен фокусироваться в комнате ночью, когда единственным источником света будет компьютерный монитор. Мы не проверяли камеру именно в этом освещении, тем не менее в купе поезда, при включенных маленьких лампочках без основного верхнего света, камера фокусировалась точно и удивительно быстро.
По скорости и точности автофокуса в режиме покадрового автофокуса претензий к связке E-3 + 12-60 практически нет. Во всех условиях, в которых пробовали фокусировать камеру, она отработала хорошо, кроме одного теста - фокусировка на однородную плиту гипсокартона. К сожалению, в этом случае автофокус не желал работать ни с одной точкой из 11-ти, но если в поле зрения датчика попадал какой-либо контрастный переход, камера фокусировалась сразу же.
Если говорить о скорости автофокуса, то нельзя не отметить объектив Zuiko Digital 12-60/2.8-4 SWD. По заявлению компании Olympus, связка из данного объектива и фотокамеры Olympus E-3 показывает рекордную скорость автофокуса.
Данный объектив фокусируется чрезвычайно быстро, на порядок быстрее любого другого объектива системы FourThirds и легко составляет конкуренцию репортерским продуктам от Nikon и Canon.
Для тестирования скорости фокусировки объектива в режиме следящего автофокуса снимались автомобили, проезжающие мимо со скоростью порядка 50-60 км/ч. С расстояния примерно в 50 метров включалась серийная съемка еще до момента, когда автомобиль проедет мимо.
Процент резких кадров:
Результат можно назвать хорошим и в большинстве случаев пригодным для спортивных съемок.
Скорость серийной съемки
Это важнейший показатель для профессиональной камеры, особенно если она будет использоваться в репортерском режиме. Заявленная производителем скорость 5 кадров в секунду далеко не рекордна, по сравнению с новейшими продуктами от Nikon и Canon, однако при этом вполне достаточна для съемки ряда динамичных сюжетов. Сказать по правде, лично я ожидал скорости серийной съемки в районе 8-10 кадров в секунду, к сожалению, радужные надежды не оправдались, тем не менее такая скорость серии - это несомненно шаг вперед по сравнению с любым продуктом Olympus.
Измеренная в лабораторных условиях скорость серийной съемки составила 5.2 кадра в секунду при выдержке 1/500 секунды и съемке в JPEG.
Продолжительность серийной съемки зависит от формата, в котором происходит запись. В частности, при съемке в JPEG продолжительность серии ограничена только емкостью карты памяти, при съемке в RAW серия ограничена.
При использовании карты памяти Transcend CF 80x 1Gb продолжительность серии в RAW составила 16 кадров, после чего запись на карту происходит в течение 17-ти секунд.
В RAW + Jpeg - 14 кадров, после этого происходит съемка со скоростью один кадр в 2 секунды, запись на карту памяти первой серии происходит в течение 26-ти секунд.
Объектив
Как китовый объектив для Olympus E-3 производится новый зум Olympus Zuiko Digital 12-60/2.8-4 ED SWD. Данный объектив относится к серии "Pro" - профессиональной серии оптики Olympus, имеющей все атрибуты серьезного продукта, предназначенного для работы в любых условиях и получения качественного результата.
Объектив имеет систему пыле/влагозащиты. К сожалению, камера с этим объективом находилась у нас на тестировании меньше недели, а за этот срок сложно сделать какие-либо выводы о степени защиты от пыли, но защита от влаги впечатляет. Камера вместе с объективом находилась под струей воды из крана около минуты, для чистоты эксперимента струей прошлись по всем потенциальным местам протока. После обливания мы аккуратно вытерли камеру и объектив салфетками и дали высохнуть. Никаких фатальных последствий для техники мы не обнаружили. Внутрь вода не протекла и объектив, и камера работают нормально. Впрочем, мы не советуем повторять данный эксперимент, т.к. если вдруг что-то все же с камерой произойдет, данная поломка не будет относиться к гарантийным. Одно можно сказать точно, новинка хорошо приспособлена к съемке в сложных условиях.
Если говорить о защите от пыли, то вместе с камерой на тестирование был выдан объектив Olympus Zuiko Digital 50-200/2.8-3.5, которому уже больше 4-х лет, и который активно используется при различных съемках. Пыли внутри объектива обнаружено не было. Учитывая то, что оба объектива относятся к классу "Pro", можно предположить, что новый объектив тоже будет устойчив к пыли и грязи.
Резкость объектива можно назвать хорошей уже на открытой диафрагме и отличной при диафрагмировании на одну ступень.
В широкоугольном положении заметна легкая подушкообразная дисторсия, которая в прочем легко исправляется в конверторах. На 30 и 60мм объектив не имеет перспективных искажений.
ЖК-дисплей
Отдельного внимания заслуживает ЖК-дисплей фотокамеры. В отличие от всех остальных зеркальных фотокамер новинка имеет полноценный поворотный дисплей с диагональю 2.5 дюйма. Слухи годичной давности о том, что камера будет снабжена наклонным экраном, как в Sony H9, например, не подтвердились и камера снабжена поворотным экраном. Экран такого типа механически менее надежен, чем обычный, но дает целый ряд преимуществ: возможность съемки с неудобных ракурсов, возможность защитить поверхность экрана от механических повреждений. Наконец, с таким экраном намного удобнее снимать автопортреты: композицию кадра можно оценить по экрану в режиме LiveView.
Все уже привыкли к ЖК-дисплеям с режимом визирования LiveView для зеркальных камер. Система не нова и обкатана на нескольких продуктах. С недавних пор все зеркальные камеры Olympus оборудованы данным режимом. Трудно сказать, насколько режим LiveView применим для повседневных съемок, однако при съемке макро в студии, когда можно поставить камеру на штатив и произвести максимально точную фокусировку в режиме увеличения, данный режим будет безусловно полезен. Еще год назад многие иронизировали по поводу зеркалок с LiveView, говоря о том, что зеркалка с визированием по экрану - это мыльница со сменным объективом, но сейчас, спустя совсем небольшой промежуток времени, почти все новые продукты на рынке зеркальных камер снабжены этим режимом.
Угол обзора по заявлению разработчиков составляет порядка 178 градусов. Здесь нужно отдельно рассмотреть просмотр фото и пользование меню.
Действительно, использование меню возможно под практически любыми углами обзора, правда при углах больше 85 градусов ничего не видно вообще, а в диапазоне 0 - 85 градусов картинка четкая и контрастная.
При просмотре фотографий качество картинки остается почти без изменений в диапазоне примерно +/-5 градусов, после чего картинка начинает "выцветать". В диапазоне примерно 5-30 градусов ощутимо уменьшается насыщенность цвета, в диапазоне 30-60 градусов уменьшается количество деталей в светах и тенях, после 60-ти градусов отклонения от оси качество картинки весьма условное: ни цветопередачу, ни контраст оценить невозможно.
Цветопередача ЖК-дисплея близка к нейтральной, снимок, имеющий нормальный баланс белого, выглядит на экране вполне естественно.
В режиме LiveView изображение имеет некоторый "лаг" - отставание от реальной картинки, незначительный, но все же заметный. Если подходить с практической точки зрения, то режим LiveView наиболее применим при съемке макро, натюрмортов и прочих статичных объектов, при съемке которых можно поставить камеру на штатив и точно сфокусироваться. При съемке динамики он практически бесполезен, так как для фотографирования необходимо опустить зеркало, перефокусироваться, после этого снять кадр. На весь ряд операций у камеры уходит около секунды, а потом еще 2-3 секунды на возврат в исходное положение.
Шумы
Цифровые шумы всегда были больным местом для пользователей системы 4/3. Долгое время камеры Olympus E-system были самыми "шумными", но за последний год компании перешли на матрицы nMOS типа, что не замедлило сказать на характеристиках камеры
Для определения качества картинки, выдаваемой камерой, было проведено несколько тестирований. В качестве "подопытных" фотоаппаратов были выбраны флагманы прошлого поколения: Canon EOS 1Ds Mark II и Nikon D2X. Обе камеры уже далеко не новые, но с успехом будут использоваться профессионалами еще долгое время, т.к. дают качество картинки, удовлетворяющее практически все профессиональные нужды. Гораздо интереснее было бы сравнить Olympus E-3 с новейшими полнокадровыми камерами Nikon D3 и Canon 1Ds Mark III, но, к сожалению, на момент тестирования серийные образцы данных камер были недоступны.
Если говорить о результатах тестирования, то их нельзя назвать непредсказуемыми. Бывший флагман от Canon показал отличный результат, превзойдя по разрешению обе камеры, что неудивительно, сказывается разница в разрешении матрицы: 16.7 мегапикселей у Canon 1Ds Mark II, 12.8 у Nikon D2X и 10 у Olympus E-3. Естественно, с качественной оптикой камера, имеющая преимущество в разрешении в 70%, даст лучшую детализацию. Однако при сравнении попиксельной резкости, особенно по краям изображения, видно преимущество Olympus E-3 с новым штатным объективом.Одно из основных свойств оптики - телецентричность позволяет получить картинку с более ровной резкостью по всему полю кадра и с меньшими искажениями.
Если сравнивать с Nikon D2X, то равномерность резкости по полю кадра у Nikon D2X лучше, чем у полнокадровой камеры, но хуже, чем у Olympus E-3.
Уровень шумов на ISO 100 у всех камер примерно одинаковый, у Canon 1Ds Mark II картинка чуть чище, что вполне объясняется большой разницей в площади кадра.
На ISO 1600 Olympus E-3 дает весьма шумную картинку, но вполне пригодную для печати после обработки. Разница в шумах между форматом 4/3 и полным кадром объясняется разницей по площади, примерно в 4 раза, между сенсорами этих форматов. Насколько это принципиально, пусть каждый фотограф определит для себя сам.
Уровень цифровых шумов при разных чувствительностях:
Тем не менее, по результатам тестов, новая камера Olympus E-3 вполне применима для получения качественных фотографий на всем диапазоне чувствительностей, превосходя на высоких чувствительностях профессиональную камеру Nikon D2X. При первой возможности мы проведем сравнительное тестирование Olympus E-3 с Nikon D300, Canon EOS 40D и Sony A700.
Стабилизатор
Важность наличия стабилизатора изображения для съемки в условиях плохой освещенности сложно переоценить, порой очень интересные кадры уходят в корзину из-за отсутствия резкости по причине "смаза" или, как его еще называют, "шевеленки".
Вопрос получения резкого кадра в условиях низкой освещенности решается разными путями:
- Применение штатива - оптимальный вариант для статичных сюжетов, когда можно установить камеру на штатив, подобрать композицию и т.п., но, к сожалению, в большинстве репортерских задач штатив совершенно не применим;
- Использование монопода - классический вариант репортеров, снимающих спорт с телевиками. В подобных ситуациях использования одноногого штатива позволяет не только освободить фотографа от необходимости держать на весу несколько килограмм массы в течение продолжительного времени, но и заметно уменьшает процент смазанных кадров;
- Использование высоких ISO и открытых диафрагм. Если есть возможность поднять ISO на степень или две, это даст возможность на соответствующее количество ступеней сократить выдержку и уменьшить "смаз", но, к сожалению, в реальных условиях чувствительность выше ISO1600 ставить просто не целесообразно из-за очень высокого уровня цифровых шумов на подавляющем большинстве цифровых камер. Можно конечно открыть диафрагму на ступень, но при этом уменьшится глубина резкости, что тоже далеко не всегда желательно. Именно в таких условиях становятся полезны различные модели стабилизаторов.
- Использование различного рода внешних осветителей, вспышек и т.п. К сожалению, данный способ далеко не всегда применим, во многих местах использование вспышки запрещено или пагубно сказывается на результате.
В зеркальных камерах Olympus E-510 и Olympus E-3 используется стабилизатор изображения, основанный на сдвиге матрицы при колебаниях камеры. Система не нова, патент на подобное устройство оформлен еще в 80-х годах компанией Pentax, однако используется данная система совсем недавно. Применение началось только в 2004 году для зеркальных камер.
Система основана на измерении колебаний камеры с помощью 2-х гиродатчиков, определяющих вертикальное и горизонтальное ускорение камеры и передающих информацию в процессор камеры, определяющий в каком направлении, с какой скоростью и на какое расстояние нужно сместить матрицу, чтобы скомпенсировать дрожание рук.
Система, безусловно, полезна и работоспособна, но споры об эффективности не угасают с момента ее появления. Благодаря усилиям Андрея Судьбина, широко известного в рядах русскоязычных пользователей системы 4/3 был получен тест, показывающий эффективность работы стабилизатора.
По заявлению производителя эффективность стабилизатора составляет 5 ступеней выдержки, т.е. можно снимать со стабилизатором на выдержке в 32 раза (2 в 5-й степени) более длинной, чем просто с рук без стабилизатора и получать резкие кадры. Классики фотографии утверждают, что для получения резкого кадра на фокусном расстоянии Х миллиметров нужно установить выдержку 1/Х секунд. Это значит, что при съемке на эффективном фокусном расстоянии 200 миллиметров (100 миллиметров для объективов системы 4/3) следует устанавливать выдержку не длиннее 1/200 секунды для получения резких кадров.
Производитель обещает эффективность стабилизатора в 5 ступеней, т.е. при выдержке 1/6 секунды все кадры должны выходить резкими. Посмотрим, так ли это:
Эффективность работы стабилизатора проверялась на ЭФР 200мм (зум-объектив Zuiko Digital 50-200/2.8-3.5 в положении 100мм).
При разных настройках камеры были получены выдержки 1/6 секунды (5 ступеней), 1/13 секунды (4 ступени), 1/25 секунды (3 ступени).
Результаты оценивались по такой схеме:
- Резко:
- Мягко:
- Смазано:
Все кадры относились к той группе, к которой они были визуально ближе по резкости.
Снимались серии по 20-25 кадров, после чего анализировался процент "резких", "мягких" и "смазанных" кадров.
Результат выглядит примерно так:
Попробуем интерпретировать эти результаты.
Если относить первые две категории "резко" и "мягко" к годным к печати кадрам, то при выдержке 1/6 секунды их суммарное количество составляет около 20%, что явно нельзя назвать надежным результатом.
При выдержке 1/13 секунды картина уже заметно лучше и годных к печати кадров получается больше 60-ти процентов.
При выдержке же 1/25 секунды годных к печати кадров выходит более 90%, что можно назвать, безусловно, хорошим результатом.
Резюмируя приведенные результаты, можно сказать, что стабилизатор работает с эффективностью около 3-4 ступеней. Заявленные 5 ступеней являются скорее рекламным ходом, хотя в крепких руках вполне возможно получать резкие снимки и при выдержке на 5 ступеней длиннее рекомендованной. Более того, у людей с сильным тремором вероятность получения резких кадров может снижаться и эффективность стабилизатора может падать до 2-3 ступеней.
Линейка оптики системы 4/3
На данный момент, в линейке Olympus насчитывается 18 объективов + более десятка объективов других производителей, по сути, каждый фотограф может подобрать для себя наиболее подходящий инструмент. В серию Standard входят недорогие доступные объективы для фотолюбителей, желающих приобрести высокие по качеству объективы за небольшие деньги. К сожалению, так получается, что большинство производителей делит объективы на "дорогие" и "плохие", и если в верхнем ценовом сегменте сложно отдать преимущество какому-либо бренду по качеству картинки, то в бюджетном секторе до 300 долларов за объектив лидерство по качеству принадлежит именно Olympus.
В серию Pro и Top Pro входят профессиональные объективы высокого качества и повышенного уровня защиты от пыли и влаги. В том числе - совершенно уникальные продукты - зум-объективы со светосилой 2.0: Zuiko Digital 14-35/2.0 и Zuiko Digital 35-100/2.0, обладающие потрясающими оптическими характеристиками.
Таким образом, любой фотограф сможет подобрать наиболее подходящий объектив под любые задачи, будь-то макросъемка, съемка пейзажей или фотография дикой природы.
Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что новая камера Olympus удалась на славу. Эргономика, автофокус, скорость серийной съемки, надежность камеры и профессиональный ресурс - это все атрибуты серьезного инструмента для работы.
Оптика Olympus Zuiko Digital всегда славилась качеством, особенно серия Top Pro.
При первом осмотре практически невозможно выявить серьезных недостатков, впрочем, даже при серьезном исследовании, незначительные детали не смогли испортить общее впечатление, особенно если учесть стоимость продукта.
Камера рекомендована всем увлеченным любителям, как отличный инструмент для реализации любых творческих замыслов, и профессионалам, снимающим в сложных условиях.